Обобщение практики по вопросам применения положений

Подкаталог: Ласточкино гнездо
25.10.2014

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от

Антимонопольное законодательство

1. Неисполнение сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, который будет располагаться на земельном участке, находящемся в собственности гражданина, заключившего указанный договор; несогласие с расчетом платы по договору.

Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств лиц, обратившихся с заявкой на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 86, Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 30.10.2010 № 365-э/5, приказом РЭК Омской области от 28.06.2011 № 109/31 «Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» при наличии технической возможности».

Лица, обратившиеся в филиал сетевой организации с заявкой на технологическое присоединение энергоприниамающих устройств, максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, оплачивают работы, связанные с технологическим присоединением, в объеме, не превышающем 550 рублей (с учетом НДС), при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от  границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства филиала необходимого заявителю класса напряжения составляет не белее 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Электросетевая организация имеет в районе д. Большекулачье два электросетевых объекта: ТП-10/0,4 кВ Нд-1-2, и ТП-10/0,4 кВ Нд-1-5.

Ближайшим объектом электросетевого хозяйства к земельным участкам с кадастровыми номерами 55:20:131101:668 и 55:20:131101:669 является опора №11 ВЛИ-0,4 кВ ф.№3 ТП-10/0,4 Нд-1-5, расстояние от которой до границ указанных земельных участков составляет 496 и 495 м., соответственно. В связи с тем, что расстояние до границ земельных участков составляет меньше 500 м., плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на соседних земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:131101:668 и 55:20:131101:669, составила 550 рублей.

Ближайшим объектом электросетевого хозяйства организации к земельному участку с кадастровым номером 55:20:131101:677, является опора № 11 ВЛИ-0,4 кВ ф.№3 ТП-10/0,4 кВ Нд-1-5, расстояние от которой до границ указанного земельного участка составляет 524 метров, соответственно.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:20:131101:677, определена в соответствии с Приказом РЭК Омской области от 28.06.2011 № 19/31.

Согласно указанному приказу ставка платы за 1 кВт составляет 205,46 рублей (без НДС), заявленная мощность по указанным энергопринимающим устройствам составляет 15 кВт, в связи с этим плата за технологическое присоединение рассчитана сетевой организацией с применением ставки платы за технологическое присоединение составила 3636,64 рублей, в том числе НДС 554,74 руб. (205,46 руб./кВт 15кВт=3081,90руб.+18%НДС=3636,64 рублей).

Омское УФАС России не усматривает в действиях сетевой организации по расчету платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:20:131101:677 признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Что касается доводов заявителя о невыполнении сетевой организации мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), заявителю разъяснено, что срок, установленный пунктом 5 договора, составляет 1 год со дня заключения договора и истекает 06.03.2013 г.

Заявителю отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков  нарушения антимонопольного законодательства.
 

  1. Нестабильное электроснабжение  дома, расположенного на территории СНТ, прекращение подачи электроэнергии председателем СНТ

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства регулируются Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон о СНТ), который устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (статья 2).

Согласно статье 4 Закона о СНТ в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также прочие поступления.

Под имуществом общего пользования в соответствии со статьей 1 Закона о СНТ понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Статья 20 Закона о СНТ предусматривает, что органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

В соответствии со статьей 21 Закона о СНТ к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения относится, в числе других, вопрос о формировании и об использовании имущества СНТ, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов.

Из представленных документов следует, что заявитель является членом СНТ, следовательно имеет право пользования объектами инфраструктуры СНТ, в том числе объектами электросетевого хозяйства данного общества, без ограничений. Стабильное и качественное электроснабжение членов СНТ является обязанностью правления СНТ, в соответствии с Уставом СНТ.

СНТ, являясь владельцем электросетевых объектов, не является сетевой организацией, не может быть признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в силу Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 г. № 2513/12, в связи с чем на это общество не распространяется действие антимонопольного законодательства.

Заявителю отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

3. Отказ поставщиком газа в заключении договора поставки газа гражданину, обратившемуся с заявлением на заключение указанного договора, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право владения газопроводом.

Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549), обязанностью потребителя является заключение договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее – техническое обслуживание ВДГО) со специализированной организацией в случае использования газа для коммунально-бытового потребления (подпункт «к» пункта 9 Правил).

В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, специализированной организацией признается  газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Подпунктом «б» пункта 2  Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 (далее – Правила № 317) предусмотрено, что  "газораспределительная организация" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Представленные газораспределительной организацией документы свидетельствуют о том, у данного общества в эксплуатации находятся сети газоснабжения на основании договоров аренды, которые заключены с гражданином.

Анализ указанных договоров показал, что они заключены с нарушением норм действующего законодательства.

Так, в соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно статье 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Газораспределительная организация не представила документы, подтверждающие право собственности гражданина М… на сети газоснабжения, проложенные в месте расположения дома заявителя.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Необходимо также отметить, что эксплуатация газораспределительных сетей подлежит лицензированию на основании пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В связи с указанным договор аренды, заключенный между газораспределительной организацией и заявителем не может быть признан доказательствами правомерной эксплуатации газораспределительной организацией сетей газоснабжения, за исключением тех сетей газоснабжения, которые указаны в лицензии № ВП-61-001338 от 23 июля 2012 г., выданной газораспределительной организации Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора, на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

Указанной лицензией определено место осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Омск, ул.(…) – ул. (…), что исключает право газораспределительной организации на осуществление этого вида деятельности на других объектах газоснабжения, расположенных на территории г. Омска.

Проверкой установлено, что дом заявителя подключен к сетям газоснабжения, которые находятся за пределами того района города, в котором газораспределительной организации разрешена лицензируемая деятельность по эксплуатации объектов газоснабжения.

Как уже было указано, согласно Правилам № 317 газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.

В то же время, условиями договора аренды предусмотрено только техническое обслуживание системы газоснабжения, принадлежащей гражданину, а осуществление услуг, связанных с подачей газа потребителям, в договор не включено. Договор на подачу газа не заключен газораспределительной организации и с поставщиком газа.

Следовательно, в деятельности газораспределительной организации отсутствует и такой важный признак газораспределительной организации, как оказание услуг по подаче газа потребителям, что также исключает ее признание в качестве специализированной организации по техническому обслуживанию ВДГО.

Учитывая, что в результате проведенной проверки  деятельности газораспределительной организации не установлено право на заключение договора на техническое обслуживание газопровода, проложенного в районе нахождения дома заявителя, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для признания газораспределительной организации специализированной организацией, обладающей правом на заключение договоров на техническое обслуживание ВДГО.

На основании указанных обстоятельств Омское УФАС России признало обоснованным отказ ресурсоснабжающей организацией от заключения с заявителем договора поставки газа, поскольку по смыслу Правил № 549 заключение договора  на техническое обслуживание ВДГО с организацией, которая не является специализированной организацией, приравнивается к не заключению такого договора.

Заявителю отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков такого нарушения в действиях  ресурсоснабжающей организации.

  1. Несогласие собственников жилых помещений, проживающих в многоквартирном жилом доме, с начислением гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) платы за потребленную электрическую энергию.

Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331, антимонопольный орган не наделен полномочиями по  разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, которые возникают по вопросу правильности расчета размера платы, а также его перерасчета за коммунальные услуги, в том числе платы за потребленную электроэнергию.

Такими полномочиями в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. № 493, наделены органы государственного жилищного надзора. В г. Омске таким органом является Государственная жилищная инспекция Омской области.

В части правильности показаний прибора учета электрической энергии  необходимо  учитывать следующее.

Порядок учета объема потребления электрической энергии предусмотрен Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, содержащимися в разделе Х  Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442).

В соответствии с пунктом 145 Правил № 442  обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В рассматриваемом случае собственниками общедомового прибора учета электрической энергии являются жильцы многоквартирного дома (общежития).

Законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений для каждого вида приборов учета устанавливается межповерочный интервал, в течение которого прибор учета может находиться в эксплуатации.

В связи с тем, что у заявителя возникли сомнения в правильности показаний установленного общедомового прибора учета электрической энергии, для его поверки заявителю следует обратиться в Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области».

Если при поверке будет установлена неисправность данного прибора учета, то его замена может быть осуществлена за счет средств собственников помещений  многоквартирного дома.

Заявителю отказано в возбуждении дела, в связи с тем, что вопросы, указанные в обращении, не относятся к компетенции антимонопольного органа.
 

5. Отказ  сетевой организации в выдаче технических условий на присоединение к сетям газораспределения по причине отсутствия технической возможности присоединения (отказ по причине отсутствия  сетей газораспределения, находящихся в эксплуатации данной организации в районе места расположения жилого дома).

В случае отсутствия у сетевой организации технической возможности осуществления процедуры подключения, гражданам необходимо руководствоваться пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 (далее – Правила предоставления ТУ),  которым предусмотрено, что если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления ТУ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
 

6. Тарифы,  установленные органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации тарифы на холодную воду и на водоотведение подлежат государственному регулированию.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением является Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ России).

На территории Омской области государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги осуществляет Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – РЭК Омской области).

Таким образом, с возражениями по поводу законности установления РЭК Омской области указанных тарифов Вы можете обратиться в Федеральную службу по тарифам (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, 7, строение 1, руководитель Федеральной службы по тарифа Новиков Сергей Геннадьевич).

Согласно статьям 22, 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. № 331, Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26 января 2011 г. N 30 полномочия антимонопольного органа распространяются на правоотношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган не осуществляет контроль за установлением цен, тарифов, наценок, надбавок в сфере регулируемого ценообразования при предоставлении гражданам коммунальных услуг, так как действия РЭК Омской области при установлении вышеуказанных тарифов не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства по недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. Рост цен на нефтепродукты

На территории Омской области основным продавцом на рынке розничной торговли бензинами автомобильными и дизельным топливом является ОАО «Газпромнефть-Омск».

Омским УФАС России на постоянной основе проводится ежедневный мониторинг закупочных и отпускных оптовых и розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо, реализуемые ОАО «Газпромнефть-Омск» на территории Омской области, посредством которого осуществляется контроль за соблюдением данным хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства, в том числе контроль за исполнением ОАО «Газпромнефть-Омск» предписания Управления от 16.07.2009г. № 04/04-09. В соответствии с п. 3 Предписания ОАО «Газпромнефть-Омск» предписано не допускать повышения розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо опережающими или ускоренными темпами по уровню и времени их повышения по сравнению с темпами увеличения оптовых цен покупки у ОАО «Газпром нефть».

 Согласно данным мониторинга по состоянию на 21.03.2013г. рост цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на АЗС ОАО «Газпромнефть-Омск» обусловлен повышением отпускных цен на нефтепродукты основным поставщиком данного хозяйствующего субъекта – ОАО «Газпром нефть».

Исходя из вышеизложенного, по фактам, указанным в Вашем обращении, признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Газпромнефть-Омск» Омским УФАС России не установлены.

Для сведения сообщаю, что приказом Омского УФАС России от 16.12.2010 г. № 298  было возбуждено дело № 04/61-10 по признакам нарушения ОАО «Газпром нефть» (далее - Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения указанного дела Комиссия Управления установила доминирующее положение ОАО «Газпром нефть» на товарных рынках оптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в географических границах Российской Федерации, а действия данного хозяйствующего субъекта, выразившиеся в систематическом установлении в течение 2010 года экономически, технологически и иным образом необоснованно высоких цен оптовой реализации нефтепродуктов своему сбытовому звену ОАО «Газпромнефть-Омск» в Омской области по сравнению с ценами оптовой реализации нефтепродуктов своим сбытовым звеньям  в другие регионы поставки нефтепродуктов производства ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», результатом которых являются или могут являться ущемление интересов потребителей на товарных рынках мелкооптовой и розничной торговли бензинами автомобильными и дизельным топливом в Омской области, признала злоупотреблением доминирующим положением и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела о нарушении ОАО «Газпром нефть» антимонопольного законодательства на основании решения Комиссии Омского УФАС России 29.09.2011г. Обществу было выдано предписание № 04/61-10 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления экономически, технологически и иным образом необоснованно высоких цен оптовой реализации нефтепродуктов производства ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» своему сбытовому звену ОАО «Газпромнефть-Омск» в Омской области по сравнению с ценами оптовой реализации нефтепродуктов своим сбытовым звеньям в других регионах поставки нефтепродуктов производства ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ».

Решение и предписание по делу № 04/61-10, а также постановление Омского УАС России от 13.01.2012г. о назначении административного наказания по делу № АП-38-2011/04 были обжалованы ОАО «Газпром нефть» в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решением от 30.07.2012г.  по делу № А56-6545/2012 Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявленные ОАО «Газпром нефть» требования: решение Омского УФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» было признано недействительным, предписание незаконным, а постановление о назначении административного наказания данному юридическому лицу отменено. 

Управлением по делу № А56-6545/2012 в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области была подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2012г. по указанному делу решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2012г. по делу № А56-6545/2012 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Омского УФАС России на данное решение – без удовлетворения.

В январе 2013 года на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2012г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2012г. по делу № А56-6545/2012 Управлением в Федеральный  арбитражный суд Северо-Западного округа была подана кассационная жалоба. По результатам рассмотрения кассационной жалобы Омского УФАС России Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа 25 марта 2013 года по делу № А56-6545/2012 вынес постановление об отмене решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2012г. и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2012г. по делу № А56-6545/2012. Кроме того, указанным постановлением ОАО «Газпром нефть» было полностью отказано в заявленных требованиях о признании незаконными и отмене решения и  предписания, вынесенных Управлением 29.09.2011г. по делу № 04/61-10, а также постановления Омского УФАС России от 13.01.2012г. о назначении административного наказания по делу № АП-38-2011/04.
 

  1. Приобретение физическим лицом акций в акционерном обществе

Приобретение голосующих акций акционерного общества, в результате которого лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 %, 50 %, 75 % голосующих акций акционерного общества, осуществляется либо с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 28  Закона Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции) либо с последующим его уведомлением о совершенной сделке (при наличии условий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с  частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции предварительное согласие антимонопольного органа требуется на сделки, указанные в данной статье, в случае, если:

- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей

   или если

   - суммарная выручка таких лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей

   либо

   - если одно из указанных лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен лицами, приобретающими в том числе акции, об осуществлении сделок, указанных в статье 28 Закона о защите конкуренции, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лица, приобретающего акции, и его группы лиц  и лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает четыреста миллионов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц превышает шестьдесят миллионов рублей, - не позднее чем сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

Следует учитывать, что в случае победы на аукционе и при наличии условий, установленных  частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, либо в соответствии с  частью 1 статьи 30  приобретатель обязан выполнить действия, предусмотренные указанными статьями, по представлению в антимонопольный орган ходатайства о получении предварительного согласия на осуществление сделки до проведения аукциона или подачи уведомления в порядке и сроки, указанные в статье 30 Закона о защите конкуренции.

Ходатайство представляется либо в территориальный орган ФАС России по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка, либо в ФАС России согласно правилам, установленным Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 № 294.

Неисполнение  установленных статьями 28 и 30 Закона о защите конкуренции требований может иметь своим последствием административное наказание, предусмотренное частями 3, 4 статьи 19.8 Кодекса  Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

9. Является ли нарушением договор аренды объектов муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетным учреждением, заключенный на срок пять лет?

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2013 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) имущество, закрепленное на праве оперативного управления, за муниципальными бюджетными учреждениями, передается в аренду по результатам проведения конкурсов или аукционов.

Частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2013 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России  от 10.02.2010 г. № 67 (далее – Правила) предусмотрено, что в случае перемены собственника или обладателя имущественного права (т.е. если имущество забирают у одного учреждения и передают другому) действие соответствующего договора не прекращается и проведение конкурса не требуется.

Таким образом,  учитывая что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 года  № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) полномочия по распоряжению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления переданы муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, следует руководствоваться ст. 617 ГК РФ (т.е. не расторгать договор аренды, а внести в него изменения - в части изменения наименования арендодателя и его реквизитов). Существенные условия договора при этом изменению не подлежат.

В дальнейшем при передаче имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления, надлежит руководствоваться положениями 17.1 Закона о защите конкуренции и вышеуказанными Правилами, утвержденными ФАС, т.е. выбирать арендатора по результатам аукциона.

Согласно статьи 610 Гражданского Кодекса  РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Также необходимо различать срок действия договора и срок пользования имуществом. Поскольку договор не относится к реальным сделкам, то его начало не сопряжено с моментом предоставления имущества в пользование (передачей вещи). Поэтому момент заключения договора и момент начала пользования имуществом могут не совпадать, в силу чего срок пользования имуществом меньше срока действия самого договора.

Частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено следующее. По истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
 

Контроль размещения государственного заказа

  1. Возможно ли приобретение недвижимого имущества без проведения торгов в соответствии с  Федеральным законом «О размещении заказов»?

С учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.09.2012 № 5128/12, Омское УФАС России считает, что действие Федерального закона «О размещении заказов» не распространяется на заключение заказчиками договоров купли-продажи недвижимого имущества.

Контроль законодательства о рекламе

11. Заявители обращаются в территориальное управление ФАС России с заявлениями по фактам получения SMS - сообщений рекламного характера без их согласия (спама) и просят дать разъяснения о действиях, которые им необходимо предпринять для прекращения распространения указанных сообщений.

В силу статьи 18 Федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Соответственно, в случае несогласия заявителя на получение рекламы путем SMS - сообщений, заявитель вправе письменно обратиться  к  своему сотовому оператору с требованием о прекращении рассылки спама в его адрес. В соответствии с «Условиями оказания услуг связи», разработанными операторами связи и размещенными в качестве публичной оферты на официальных сайтах компаний в сети Интернет, абонент соглашается на весь срок действия договора об оказания услуг связи, подписанного сторонами, на получение рекламы при использовании услуг связи, при этом абонент вправе в любое время выразить свой отказ от получения рекламы.

Вместе с тем, следует также учитывать, что SMS - сообщения могут поступать не только от сотового оператора заявителя, но и от иных (третьих) лиц. При этом действия сотового оператора уже не могут расцениваться как распространение рекламы, т.к. сотовый оператор не осуществляет распространение рекламы, а лишь предоставляет иным лицам свои сети для передачи сообщений, в т.ч. рекламного характера.

В данном случае заявитель вправе обратиться  с требованием о прекращении рассылки SMS-сообщений с рекламой непосредственно к рекламораспространителю по реквизитам, указанным  в  SMS – сообщении.

В случае, если SMS - сообщения с рекламой  продолжают поступать в адрес заявителя, он может обратиться в адрес территориального управления ФАС России с соответствующим заявлением.

При этом к заявлению необходимо приобщить документы, которые антимонопольная служба не может получить самостоятельно, а именно:

1. Договор на абонентское обслуживание, заключенный заявителем с оператором мобильной связи либо распечатку сообщений (детализацию счета).

2. Копию обращения  заявителя к сотовому оператору (в случае направления).

3. Фотографические снимки рекламного сообщения с экрана мобильного телефона, а также данные, позволяющие установить время и дату поступления сообщения, а так же отправителя сообщения.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в своем обращении заявителю необходимо выразить свое согласие на обработку персональных данных (хранение, использование, передачу).

При представлении указанных документов, антимонопольной службой будет проведена соответствующая проверка и при установлении лица, чьи действия образуют состав нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», территориальным органом ФАС России будут приняты меры соответствующего реагирования.

12. Собственники жилья просят территориальный орган привлечь к ответственности лиц, разместивших рекламную конструкцию на фасаде их многоквартирного жилого дома.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе  Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области действует в рамках полномочий, определенных  Главой 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30.

При этом указанные нормативные акты не наделяют территориальные управления ФАС России полномочиями по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их демонтажу в случае, если они были установлены с нарушением требований статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Согласно частям 9 и 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» вышеуказанные полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления.

Одновременно сообщаю, что действия лиц, разместивших рекламные конструкции на внешних стенах дома № 1 по ул. Серова, не образуют состава административного правонарушения (нарушения законодательства о рекламе), ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае если указанные рекламные конструкции были размещены без соблюдения порядка, установленного статьей 19 Федерального закона «О рекламе», то виновные лица должны нести ответственность, которая установлена статьей 14.37 КоАП РФ (нарушение требований к установке рекламной конструкции).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении по статье 14.37 КоАП РФ наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП РФ административные дела, возбужденные по статье 14.37 КоАП РФ, рассматриваются судами общей юрисдикции.

13. Заявители требует принять меры, направленные на прекращение распространения рекламы через звуковоспроизводящие устройства, размещенные вблизи жилых домов (на остановках общественного транспорта и т.п.).

Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает каких-либо ограничений и запретов при установке и эксплуатации устройств для воспроизведения звуковой рекламы, а также не наделяет территориальные органы ФАС России функцией контроля за размещением рекламных конструкций, в том числе звуковоспроизводящих устройств.

Учитывая вышеизложенное, Омское УФАС России не имеет правовых оснований для решения вопроса, поставленного заявителем.

Одновременно сообщаю, что статьей 48 Кодекса Омской области об административный правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение тишины и покоя граждан. Соответственно, в случае работы звуковоспроизводящего устройства в период с 22.00 до 8.00 часов, заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы для привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих покой граждан.

14. Заявитель просит принять меры соответствующего реагирования по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части постоянного превышения среднего уровня звука рекламы на телеканалах РФ.

Согласно части 12 статьи 14  Федерального закона «О рекламе» при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента.

Учитывая положения вышеуказанной статьи, для применения указанной нормы необходимо наличие дополнительного нормативного акта - технического регламента, определяющего параметры соотношения уровней звука рекламы и телепрограммы, телепередачи.

Вместе с тем до настоящего время такой технический регламент отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время территориальный орган УФАС России не имеет правовых оснований для привлечения к ответственности лиц, нарушающих требования части 12 статьи 14  Федерального закона «О рекламе».

 

 

 

Источник: http://omsk.fas.gov.ru/page/8638